Сегодня перечитывала пост ,где в итоге попалась на глаза суперская статейка ! Не могу себе её не оставить , спасибо за статью Юлии (автору) ,которая расставила много точек над И... Коментарии к этой статье конечно же разные и опять же спутанные...
Текста будет много, а потому запаситесь печеньками, концентрируемся, активизируем мозговые процессы и начнем разговор взрослых людей.
В свое время, окончила Государственный университет культуры и искусств и занималась изучением вопроса о любительском фотоискусстве. И у всех часто возникал вопрос: «Кто такой профессионал и чем от него отличается любитель. Посмотрите, он же лучше снимает чем профессионал, почему он называется любителем?».
Прошло много времени и в своей работе сегодня я каждый день сталкиваюсь с этим вопросом уже про кукольников. И именно в том, что люди не знают в чем разница между этими двумя как кажется простыми словами, сегодня на просторах интернета идет настоящая война.
Сегодня я хочу предложить разрешить извечный вопрос и споры среди создателей текстильной куклы и призвать всех, кто имеет к этому хоть какое-то отношение - прочесть и заключить договоренность . Уверена, что подобный анализ ситуации ранее не проводился и профессиональный подход к этому вопросу оставался за пределами эмоциональных «разборок» между мастерами и любителями. Не претендую на истину в последней инстанции и готова обсудить свое профессиональное мнение об этой ситуации со специалистами из этой же сферы. Профессионал всегда должен делиться наработками с окружающими и делать все возможное для улучшения жизни окружающих, для развития своей профессиональной сферы. Потому, это послужило отправной точкой для изучения данной проблемы, для изучения ситуации, долгих наблюдений и как результат - для написания этой статьи.
Поехали!
Начнем с того, что проведем анализ почему именно текстильная кукла попала под «раздачу».
Фарфор, пластик, бумага, дерево, стекло, ... –все это сложные материалы, требующие дополнительных навыков, мастер-классов и много-много времени. Потому, работать с ним решается не много людей и это решение обычно взвешенное и целевое.
Что касается текстиля – он (как и аналогия с фотоаппаратами) широко распространен, доступен, каждая девочка и женщина умеет с ним обращаться и знает как держать в руках иголку и как пришить пуговицу. Выйдя в декретный отпуск или приходя с работы, испокон веков было принято увлечение рукоделием. На Руси женщина была должна сама своими руками готовить свое приданное и о его качестве судили «качество» будущей хозяйки дома.
Рукоде́лие — вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов. Преимущественно термин используется для женского труда: шитья, вышивания и вязания (данные с сайта wikipedia).
Это все - термин «рукоделие» и относится к определению «хобби».
Хо́бби (от англ. hobby) — вид человеческой деятельности, разновидность развлечения, некое занятие, увлечение[1], которым регулярно занимаются на досуге, для души. Хобби может быть хорошим способом борьбы со стрессом, кроме того занятия хобби зачастую помогают развить кругозор, расширить круг друзей и может помочь самореализоваться. То, что для одного человека является хобби, для другого может быть профессией
(данные с сайта wikipedia).
Теперь мы подбираемся к самой сути статьи, но для этого нам нужно рассмотреть еще одно определение – «профессионал».
Профессионал- это работник, который имеет:
1. Обширные знания в области деятельности как результат исчерпывающей подготовки (если быть точнее – образования), качество которого заверено соответствующими общепризнанными органами.
2. Способность к организации собственной деятельности, адекватной оценке качества результата деятельности (в т.ч. степень его соответствия стандартам). Способность к адекватной оценке будущего профессионала и способность к его обучению и передаче опыта.
3. Опора на исторические предпосылки деятельности в определении стандартов деятельности.
4. Автономность и самоконтроль в профессиональной деятельности, соблюдение профессиональной этики.
5. Предоставление услуг только в соответствии с документально закрепленными общепринятыми нормами.
6. Безупречное владение специальными навыками и инструментами, необходимыми для совершения профессиональной деятельности.
7. Единый подход к совершению как профессиональной, так и непрофессиональной деятельности. Это значит, что профессионал соблюдает все перечисленные критерии не только на работе. Его принципы позволяют ему в высокой степени профессионально участвовать, например, и в благотворительной деятельности, организовывать личную жизнь (т.е. человек живет и соблюдает общечеловеческие принципы не только в работе, но и так же живет ими и применяет их в обычной жизни).
Источник (http://en.wikipedia.org/wiki/Profession al)
Еще я должна отметить и подчеркнуть важную вещь. Куклы и игрушки – это вид ИСКУССТВА! Это сфера культурологической деятельности, это культурна деятельность, это предмет искусства. Потому, наши восприятия этого вида творчества ДОЛЖНЫ отличаться от восприятия других сфер. Делать куклу и шить трусы – это РАЗНЫЕ вещи. Делать куклу и шить платье по журналу Бурда – это РАЗНЫЕ вещи! Отличаются и по целям, и по миссии, и по роли этих вещей в культуре и искусстве и по многим другим пунктам. Потому, условимся, что профессиональное создание игрушки – это не просто вид творческой деятельности человека, а работа и создание предмета искусства!!!!!!! Потому, речь о том, что «это бизнес и ничего личного» не может быть принята в этой сфере. В первом пункте работы в этой сфере должен стоять пункт о рассмотрении этой деятельности в более широком понятии и не путать авторские игрушки и игрушки. Это совершенно разные вещи! Если мы делаем авторские игрушки – мы обязаны думать и мыслить шире. И все, что касается авторской игрушки – все это должно и ОБЯЗАНО жить по законам искусства и культуры! Фотографы и кукольники и это сфера культуры и искусства. Кто считает эти сферы рынком и что там все живет по законам рынка - можете сразу забыть об успехе в этих областях. Это сфера искусства, которая должна нести больше, чем просто быть красивой картинкой и образом. Кто хочет именовать себя профессионалом – должен осознать всю ответственность и важность этой фразы. Кто хочет жить в этой сфере по законам рынка и просто зарабатывать – не ждите к себе положительного отношения от профессионалов и критиков, когда вы переступаете через искусство, беретесь за штамповку и использование чужих наработок и идей.
Теперь, будет немного неприятного. Но если руководствоваться вышеописанными терминами, мы должны расставить над каждой вещью свое имя, оценить каждый сам себя, провести самоанализ, наметить цели на будущее, обрисовать кто к чему стремится и что хотел бы получить от своей деятельности. Это будет трудно! Но каждый человек, который стремится к идеалу и решает стать в своей сфере профессионалом, должен это сделать. Самоанализ – это всегда очень трудно, но всегда полезно.
Итак, зафиксировали в голове все термины, поняли их отличие. Теперь перенесемся в сферу фотографов и кукольников/игрушечников, и проведем анализ этих групп.
На сегодняшний день в этих сферах существует несколько групп:
ЛЮБИТЕЛИ – рукодельники, регулярно занимающиеся на досуге творчеством (рукоделием). Цели: для души, для борьбы со стрессом, для саморазвития, расширения кругозора, для самореализации и общественного признания, для дополнительного источника пополнения семейного бюджета.
ПРОФЕССИОНАЛЫ - авторы, мастера, которые занимаются созданием новых образов, работают и принимают участие в профильных выставках, принимают участие в профессиональных конкурсах, регулярно занимаются самосовершенствованием и изучением своей профессиональной деятельности. Публикуются в профильных изданиях, соблюдают профессиональную этику, имеют обширные знания в области своей деятельности. Способны к организации собственной деятельности и адекватной оценке качества результата своей деятельности. Способны к адекватной (аргументированной) оценке будущих профессионалов, способны к обучению и передаче опыта. Опираются на исторические предпосылки деятельности в определении стандартов, заботятся о развитии культуры в целом. Способны к автономности и самоконтролю в профессиональной деятельности. Предоставление услуг только в соответствии с документально закрепленными общепринятыми нормами (для некоторых стран этот пункт будет отсутствовать). Безупречно владеют специальными навыками и инструментами, необходимыми для совершения профессиональной деятельности. Для кого куклы (фотографии, игрушки, ...) являются основным источником дохода. Работы профессионалов своей сфере обычно отличаются еще и ценой. Работа профессионала стоит дорого и никак иначе (по понятным причинам). Если же работа стоит дешево – мы имеем дело с любителем. Пример: картины Васи Иванова стоят 200$ за полотно, а работы профессионала Сафронова стоят несколько сот раз больше. Фотосессия у талантливой девушки Лили стоит 150$ за день, работа профессионального фотографа Ивана будут стоить на 1-2 ноля больше. Это норма, это должно быть и это правильное положение вещей в искусстве и культуре.
Мнение профессионалов ПРАВИЛЬНО и нужно считать правильным. На то они и профессионалы. Он лучше других знают, чувствуют, понимают, видят, ... – все эти знания они получили в ходе работы которую они проделывали на пути к профессионализму. Потому, верно прислушиваться к замечаниям профессионала. Если Вы имеете другое мнение – станьте профессионалом и у Вас будут равные условия для оспаривания вашей мысли и вашего мнения. Прислушиваться же к мнению профессионала – значит расти самому как мастеру.
Любитель может стать профессионалом!!!!!!
Для этого необходима работа над собой. Сделать это будет легче, если любитель проведет самоанализ и будет ставить перед собой и своим творчеством вопросы:
- Какова уникальность производимого им продукта (чем отличается от других? Как много этих отличий в работе?).
- Он должен четко обозначать и представлять свою целевую группу и перед каждой работой давать четкий ответ на вопросы: для чего я это делаю? что я хочу от этого получить? какова цель моей работы? Какова моя миссия? Что я своей работой внесу в традиции изготовления игрушки нового? Соблюдаю ли я этические нормы в этой сфере?
- Любитель должен активно и много работать над поиском своего ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО стиля. Не путайте с технологией! Технология может быть одна, а стиль и образы разными. Для профессионала важно отличаться от других.
- Любитель должен начать принимать участие в профильных выставках и продвигать результаты своей работы
- Нужно активно заняться саморазвитием, изучением традиций, поглощением основ, преобразовывать основы в уникальный продукт. Нужно изучать и размещать профессиональные публикации, вести теоретическо-методическую и просветительную работу.
- Должен вести культурологическую деятельность
- Должен работать на просвещение и популяризацию жанра и этого вида творчества
- Профессионал не просто работает, а решает проблемы в своем виде творчества и заботится о культуре в целом. Следит за чистотой своего вида искусства, заботится о потребителях (покупателях) этого вида творчества, обучает их, образовывает и приучает к качеству.
- Стать мастером – это значит задавать тенденции и моду, играть важную роль в развитии искусства,
- И конечно, всегда нужно оглядываться, изучать работы коллег и нести ответственность за свою работу, следить за своим моральным обликом, отвечать за все, что вы создаете. «Незнание не освобождает от ответственности». Если Вы считаете себя профессионалом, то вам необходимо всегда изучать лучших на кого вы ровняетесь. К тому же, изучение работ других мастеров, ПОМОЖЕТ Вам создать свою уникальную работу.
- Заработать призвание от коллег по работе, получить одобрение и напутствия от профессионалов
- И конечно, наработка опыта и отточка мастерства ежечасно
Естественно, любителю, на пути к профессионалу, нужно пройти большой путь! Но потому и существуют профессионалы, к которым нужно стремиться и работать над своим мастерством. Талантом не становятся – им рождаются. Профессионалом не рождаются – им становятся. И в силах каждого стать профессионалом в своей творческой деятельности.
КОНЕЧНО любитель должен на чем-то учиться, оттачивать мастерство скажете вы. И я с этим полностью СОГЛАШУСЬ! Многие берут за основу своих уроков работы мастеров и учатся постигать основы, стараясь как можно точнее повторить работу мастера. Это похвально, НО! Тут вступает правило соблюдения этики и такая работа допустима только на этапе изучения техники, отточки мастерства, изучения свойств материалов. НЕДОПУСТИМЫ продажи таких работ и позиционирование их как своих авторских работ.
Если вы учитесь, если ваша цель остаться любителем, если вы просто подрабатываете шитьем игрушек, если вы НЕ имеете цели стать профессионалом, вам не важна культурная и этическая сторона такой работы – вы ОБЯЗАНЫ рядом с такой работой указывать:
Автор: Иванов Иван; мастер (в значении «изготовитель»): Катя Катина
Если вы указали рядом со своей работой «Автор: Катя Катина», а кукла по мнению профессионалов имеет черты известной работы, то это повод задуматься и поискать более выгодную особенность для свое работы.
Многие любят приводить примеры из жизни, сделаю это и я )
Музыка:
Когда со сцены исполняется песня – конферансье объявляет: «Песня: на слова Ивана Иванова, музыка: Тани Таниной, исполняет: Катя Катина!».
Так и с игрушками. Вы делаете копию – обязаны рядом указать не только себя как исполнителя, НО подписать и указать автора.
Появилась новая певица. Она никогда не станет известной, если ее что-то не будет выделять из массы других певиц. И не смотря на то, что в нотной грамоте всего 7!!! нот, каждый год на музыкальных горизонтах появляются новые звезды.
Мода:
Когда ателье шьет заказчику платье из журнала Бурда – он не пришивает к платью бирку со своим авторством. О работает официально, на законных условиях, по разрешенным авторами этих нарядов выкройкам, которые согласны заведомо (публикуя их в журналах) с таким шитьем.
С игрушечниками тоже – если мастер разрешил, разместив мастер-класс и дал выкройку – имеете право шить. НО не вешая и не указывая свое авторство. Вы – только мастер (в значении «изготовитель»), а разработчик и создатель – автор, другой человек.
Разработчики:
Разрабатывают проект и по договору передают права на этот продукт, оговорив и соблюдая все пункты раздела «права и обязанности сторон», за деньги продали идею и передали в пользование заказчику.
В игрушках же многие считают правильным, что автору ничего никто не обязан и никто, в силу своей необразованности, не соблюдает права и обязанности и не платит автору за его идею.
Издательство:
Автора печатают и тиражируют в журналах или книгах, указав его авторство и оплатив за использование его текста деньги.
Кино:
В прокат поступает фильм, за что автору фильма с проката поступают деньги (проценты с продаж).
Продукты питания:
Вы покупаете продукты и требуете от продавцов и производителя указывать все данные о товаре: место производства, состав, сроки годности, соблюдения технологического процесса, производителя (автора).
Почему многие считают, что игрушки не нужно оформлять должным образом?
Образование:
Учась в школе, всех учили писать реферат и в конце составлять «Список литературы» т.е. указать и перечислить литературу, из которой собирался материал.
Учась в университете, всех учили при написании курсовых и дипломных работ, составлять «Перечень литературы» и делать сноски на источники литературы. Т.е. перечислить и указать материалы и авторов, которые повлияли на формирование мнения, помогли и натолкнули на нововведения и изучения проблематики.
Но при всех этих примерах нужно понимать и помнить, что производственная сфера отличается от эксклюзивной авторской сферы. Не путайте эти сферы и прочувствуйте разницу между ними.
Таким образом: пиратство в музыке, пиратство в кино и книжном бизнесе, создание копий полотен великих художников, подделка и продажа их как оригиналов (т.е. если заведомо зная что это копия, не предупреждают покупателя об этом и продают ее как оригинал), подделки на фирменные вещи и их продажа - ВСЕ это мошенничество. Все это не нравится потребителю, все это преследуется законом, все это вызывает возмущение в обществе. Даже кто-то из вас наверняка покупал за бешеные деньги духи известной марки и дома открывал баночку и понимал, что его развели и он купил подделку. За неправильное оформление курсовой работы или реферата – наказывается снижением оценки (в лучшем случае). Почему мы возмущаемся там и так равнодушно относимся к авторской игрушке? Почему-то, как только касается дело авторских игрушек – все считают должным считать эту сферу деятельности какой-то не такой и считают себя в праве творить вакханалию и творить беззаконие и делать что хотят. Почему последнее время авторы активизировались в этой области? Не потому, что им жалко; не потому что им нравится выводить кого-то на чистую воду и портить себе нервы; не потому, что им нечем заняться; не потому, что они злые гоблины и алчные тетки, ... – потому, что это является правильным действием (и логичным) в отношении нарушения закона, авторских прав, этических норм, разрушением восприятия куклы как вида искусства вообще, ...
Профессионал – человек, который помимо соблюдения всех пунктов определения «профессионал» РАБОТАЕТ кукольником! Это его профессия, источник дохода, это его труд, он за это получает деньги но не получает социальных гарантий - ему важны соблюдения со стороны окружающих норм и правил общественной жизни. Помните, что вы пойдете завтра на работу и получите зарплату, выйдите в декрет и получите декретный оплачиваемый отпуск, заболеете и получите оплачиваемый больничный, получите отпуск и поедете отдыхать с семьей. У вас есть социальные гарантии, которых у мастеров нету! Их работа – это их жизнь, это их миссия, это их цель, это их все. И естественно, видя все несправедливое вокруг своих работ они будут возмущаться. Если бы вы работали на заводе и у вас бы дядя из соседней квартиры забирал деньги и грамоты после получки – вы бы тоже возмущались, я уверена. При всем при этом, профессионалы являются теми людьми, которые обучают общество, образовывают его, учат ценить искусство, задают моду и приучают платить за искусство соответственные деньги. Именно благодаря им вы можете зарабатывать на своем творчестве.
Есть добросовестные рукодельники-любители, а есть и мошенники. Не забывайте о них! И в ваших интересах избавляться от них тоже, т.к. из-за таких как они – заказчики боятся совершать покупки. Нередко с покупателя такие воры берут деньги и пропадают в неизвестности. Отсюда – у человека остается негатив и мнение, что с мастерами работать опасно и совершать покупки и заказы в интернете – чревато для своего кошелька. Такие жулики сокращают кол-во покупателей как любителям так и профессионалам. Если вы дорожите своими заказчиками - вы должны соблюдать общие правила работы. Если мы все будем работать по правилам - у нас всех есть возможность оградить себя и будущих заказчиков от мошенников, спасая и сохраняя при этом и свою репутацию.
Общество живет не только по юридическим законам, конституции, документам, ... НО и по этическим законам, общественным нормам поведения. И творческая деятельность подпадает под эти законы. Например, нигде не написано, что нельзя какать посреди магазина. Нигде это правило не зафиксировано, никто не даст ссылку на правило в котором это озвучено. НО! Все знают что это делать некрасиво и нельзя какать в магазине. Сфера искусства живет по таким же этическим нормам, которые редко где описаны и зафиксированы, но их соблюдение является нормой и правилом.
Весь мир работает с соблюдением этих этических норм и сфера игрушек обязана жить по своим таким же этическим нормам и правилам. Т.к. все то, что будет выходить за их рамки – будет являться МОШЕННИЧЕСТВОМ! Т.е. если работа подписана и указаны авторы и исполнители, то это будет правильной и грамотной оформленной работой. ЕСЛИ работа не подписана и не оформлена должным образом, то это означает, что такой «мастер» занимается изготовлением ПОДДЕЛОК на работы автора. Это уже является не только не соблюдением профессиональной этики, но и является нарушением общечеловеческих норм и правил. Получается, что человек вводит в заблуждение покупателей, выдает чужие работы за свои и толкает подделки, получая за них деньги. Если вы добросовестный человек и не хотите считаться жуликом, но просто хотите делать такие работы и получать денежку – оформляйте такие работы правильно!
Например: «Кукла Зина. Автор: Ира Ирина. Мастер: Катя Катина» или «Кукла Зина. Изготовлена по мотивам работы Иры Ириной «Люба». Если в работе вы использовали элементы от нескольких мастеров – перечисляете всех.
И ВСЕ! КОНЕЧНО, я понимаю, что запретить шить всем игрушки невозможно и не реально. Все слишком уже увлеклись рукоделием и остановить поток повторов не реально. Потому, нужно создать и обозначить четкие правила работы и договориться. Если вы пользуетесь трудом и работой мастеров, то должны оказать мастерам уважение и такими правильными оформлениями работ, стать добросовестным рукодельником и сказать «спасибо» человеку, благодаря которому вы зарабатываете деньги, изготавливая и продавая их работы.
ПРИ ЭТОМ спрос у вас будет всегда!!! Не бойтесь, что указав автора, вы лишитесь покупателей – это НЕ правильное мнение и такого не случится НИКОГДА! Т.к. не все могут позволить купить себе оригинал, а многим он и вовсе не важен - им главное заполучить похожую работу. Много кто ищет мастеров, которые возьмутся сшить «такую же куклу как у профессионала» и заведомо согласен на копию. О том, что движет такими людьми и почему им так нравится обладать самим фактом наличия работы, а не стремлением заполучить оригинал – является уже отдельной темой для разговора. Кто-то копит на сумку Прадо и получает удовольствие от этой покупки, а кто-то идет на рынок и покупает с первой зарплаты китайскую копию и его это вполне устраивает. Т.е. по сути, у любых предметов искусства (как и в любой сфере) получаются существуют две группы потребителей (покупателей), на которые работают две совершенно отличающиеся друг от друга, разные группы мастеров: профессионалы и любители.
Профессионалы работают на группу ценителей искусства, на ценителей оригинальных авторских эксклюзивных вещей, готовых платить за такие оригиналы большие деньги.
И любители-рукодельники, которые удовлетворяют потребность менее прихотливых заказчиков, которым не важно обладать оригиналом и для них важна цена вопроса: т.е. чем дешевле – тем лучше. Вот эту потребность рукодельники-любители вполне могут удовлетворить и удовлетворяют сегодня повсеместно, но часто многие забывают про этическую составляющую такого удовлетворения.
Так вот, предлагаю всем, кто занимается творчеством в коммерческих целях, заключить договоренность о том, что профессионалы работают, развиваются, ... выпускают эксклюзивные авторские работы (по аналогии - «сумки Прадо»), а те, кто хочет подзаработать – делают копии для рынка НО!!!! Не забывают писать на «своих сумках» слово «разработано Прадо», НЕ принимают участие с такими работами в профильных выставках, не печатают эти работы в журналах и печатных изданиях как свои, сами ведут просветительную работу и поддерживают профессиональную этику на нужном уровне. Это будет не только правильным ходом, но и будет отличать вас от остальных. Вы проявите грамотный подход к своей работе. Осознание общих правил и этики в той работе, которую вы выполняете – это уже большой и самый важный шаг на пути к успеху, на пути к профессионализму.
Если же Вы уже нашли свой отличительный образ для своей работы, если Вы уже видите и знаете к чему стремитесь, если вы хотите большего чем просто получать деньги за работу, если вы хотите стать профессионалом и вывести свои работы на высокий уровень – действуйте! Идите к цели, работайте над собой, изучайте, развивайтесь, фантазируйте, придумывайте, подумайте о вещах, которых еще никто не видел! От всего сердца желаю всем себя реализовать, добиться успеха и стать настоящими мастерами своего дела.
Таким образом, мы рассмотрели отличие профессионалов от любителей. Обозначили с какого момента начинается искусство и где заканчивается рукоделие. Как жить в мире между этими сферами и извлекать из них пользу. Каждый из относящихся к сфере творчества должен провести анализ своей работы и это поможет ему стать лучше. У каждого должны сформироваться цели на будущую деятельность, сразу наметятся стремления к каким-то идеалам и каждый станет добрее и более открытее для окружающих. И я не вижу никаких проблем, по которым нельзя было бы жить по этим всем вышеописанным мною правилам.
С уважением,
Автор текста: Юлия Нитиевская.
Два парадокса современного искусства:
- купил зеркалку и теперь я фотограф
- взяла в руки иголку - теперь я кукольник
Осталось надеяться, что не начнется мода на ,,купил градусник- стал врачом,,
Хобби и работа- это разные вещи.
Сразу
напишу, что те, кто пришел сюда заведомо с негативом и на все настроен
агрессивно, кто готов ругаться "не важно за что абы спорить" - можете
сразу проходить мимо. Этот разговор будет для цивилизованных людей,
умеющих обсуждать, рассуждать и договариваться.- купил зеркалку и теперь я фотограф
- взяла в руки иголку - теперь я кукольник
Осталось надеяться, что не начнется мода на ,,купил градусник- стал врачом,,
Хобби и работа- это разные вещи.
Текста будет много, а потому запаситесь печеньками, концентрируемся, активизируем мозговые процессы и начнем разговор взрослых людей.
В свое время, окончила Государственный университет культуры и искусств и занималась изучением вопроса о любительском фотоискусстве. И у всех часто возникал вопрос: «Кто такой профессионал и чем от него отличается любитель. Посмотрите, он же лучше снимает чем профессионал, почему он называется любителем?».
Прошло много времени и в своей работе сегодня я каждый день сталкиваюсь с этим вопросом уже про кукольников. И именно в том, что люди не знают в чем разница между этими двумя как кажется простыми словами, сегодня на просторах интернета идет настоящая война.
Сегодня я хочу предложить разрешить извечный вопрос и споры среди создателей текстильной куклы и призвать всех, кто имеет к этому хоть какое-то отношение - прочесть и заключить договоренность . Уверена, что подобный анализ ситуации ранее не проводился и профессиональный подход к этому вопросу оставался за пределами эмоциональных «разборок» между мастерами и любителями. Не претендую на истину в последней инстанции и готова обсудить свое профессиональное мнение об этой ситуации со специалистами из этой же сферы. Профессионал всегда должен делиться наработками с окружающими и делать все возможное для улучшения жизни окружающих, для развития своей профессиональной сферы. Потому, это послужило отправной точкой для изучения данной проблемы, для изучения ситуации, долгих наблюдений и как результат - для написания этой статьи.
Поехали!
Начнем с того, что проведем анализ почему именно текстильная кукла попала под «раздачу».
Фарфор, пластик, бумага, дерево, стекло, ... –все это сложные материалы, требующие дополнительных навыков, мастер-классов и много-много времени. Потому, работать с ним решается не много людей и это решение обычно взвешенное и целевое.
Что касается текстиля – он (как и аналогия с фотоаппаратами) широко распространен, доступен, каждая девочка и женщина умеет с ним обращаться и знает как держать в руках иголку и как пришить пуговицу. Выйдя в декретный отпуск или приходя с работы, испокон веков было принято увлечение рукоделием. На Руси женщина была должна сама своими руками готовить свое приданное и о его качестве судили «качество» будущей хозяйки дома.
Рукоде́лие — вид ручного труда, искусство выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов. Преимущественно термин используется для женского труда: шитья, вышивания и вязания (данные с сайта wikipedia).
Это все - термин «рукоделие» и относится к определению «хобби».
Хо́бби (от англ. hobby) — вид человеческой деятельности, разновидность развлечения, некое занятие, увлечение[1], которым регулярно занимаются на досуге, для души. Хобби может быть хорошим способом борьбы со стрессом, кроме того занятия хобби зачастую помогают развить кругозор, расширить круг друзей и может помочь самореализоваться. То, что для одного человека является хобби, для другого может быть профессией
(данные с сайта wikipedia).
Теперь мы подбираемся к самой сути статьи, но для этого нам нужно рассмотреть еще одно определение – «профессионал».
Профессионал- это работник, который имеет:
1. Обширные знания в области деятельности как результат исчерпывающей подготовки (если быть точнее – образования), качество которого заверено соответствующими общепризнанными органами.
2. Способность к организации собственной деятельности, адекватной оценке качества результата деятельности (в т.ч. степень его соответствия стандартам). Способность к адекватной оценке будущего профессионала и способность к его обучению и передаче опыта.
3. Опора на исторические предпосылки деятельности в определении стандартов деятельности.
4. Автономность и самоконтроль в профессиональной деятельности, соблюдение профессиональной этики.
5. Предоставление услуг только в соответствии с документально закрепленными общепринятыми нормами.
6. Безупречное владение специальными навыками и инструментами, необходимыми для совершения профессиональной деятельности.
7. Единый подход к совершению как профессиональной, так и непрофессиональной деятельности. Это значит, что профессионал соблюдает все перечисленные критерии не только на работе. Его принципы позволяют ему в высокой степени профессионально участвовать, например, и в благотворительной деятельности, организовывать личную жизнь (т.е. человек живет и соблюдает общечеловеческие принципы не только в работе, но и так же живет ими и применяет их в обычной жизни).
Источник (http://en.wikipedia.org/wiki/Profession
Еще я должна отметить и подчеркнуть важную вещь. Куклы и игрушки – это вид ИСКУССТВА! Это сфера культурологической деятельности, это культурна деятельность, это предмет искусства. Потому, наши восприятия этого вида творчества ДОЛЖНЫ отличаться от восприятия других сфер. Делать куклу и шить трусы – это РАЗНЫЕ вещи. Делать куклу и шить платье по журналу Бурда – это РАЗНЫЕ вещи! Отличаются и по целям, и по миссии, и по роли этих вещей в культуре и искусстве и по многим другим пунктам. Потому, условимся, что профессиональное создание игрушки – это не просто вид творческой деятельности человека, а работа и создание предмета искусства!!!!!!! Потому, речь о том, что «это бизнес и ничего личного» не может быть принята в этой сфере. В первом пункте работы в этой сфере должен стоять пункт о рассмотрении этой деятельности в более широком понятии и не путать авторские игрушки и игрушки. Это совершенно разные вещи! Если мы делаем авторские игрушки – мы обязаны думать и мыслить шире. И все, что касается авторской игрушки – все это должно и ОБЯЗАНО жить по законам искусства и культуры! Фотографы и кукольники и это сфера культуры и искусства. Кто считает эти сферы рынком и что там все живет по законам рынка - можете сразу забыть об успехе в этих областях. Это сфера искусства, которая должна нести больше, чем просто быть красивой картинкой и образом. Кто хочет именовать себя профессионалом – должен осознать всю ответственность и важность этой фразы. Кто хочет жить в этой сфере по законам рынка и просто зарабатывать – не ждите к себе положительного отношения от профессионалов и критиков, когда вы переступаете через искусство, беретесь за штамповку и использование чужих наработок и идей.
Теперь, будет немного неприятного. Но если руководствоваться вышеописанными терминами, мы должны расставить над каждой вещью свое имя, оценить каждый сам себя, провести самоанализ, наметить цели на будущее, обрисовать кто к чему стремится и что хотел бы получить от своей деятельности. Это будет трудно! Но каждый человек, который стремится к идеалу и решает стать в своей сфере профессионалом, должен это сделать. Самоанализ – это всегда очень трудно, но всегда полезно.
Итак, зафиксировали в голове все термины, поняли их отличие. Теперь перенесемся в сферу фотографов и кукольников/игрушечников, и проведем анализ этих групп.
На сегодняшний день в этих сферах существует несколько групп:
ЛЮБИТЕЛИ – рукодельники, регулярно занимающиеся на досуге творчеством (рукоделием). Цели: для души, для борьбы со стрессом, для саморазвития, расширения кругозора, для самореализации и общественного признания, для дополнительного источника пополнения семейного бюджета.
ПРОФЕССИОНАЛЫ - авторы, мастера, которые занимаются созданием новых образов, работают и принимают участие в профильных выставках, принимают участие в профессиональных конкурсах, регулярно занимаются самосовершенствованием и изучением своей профессиональной деятельности. Публикуются в профильных изданиях, соблюдают профессиональную этику, имеют обширные знания в области своей деятельности. Способны к организации собственной деятельности и адекватной оценке качества результата своей деятельности. Способны к адекватной (аргументированной) оценке будущих профессионалов, способны к обучению и передаче опыта. Опираются на исторические предпосылки деятельности в определении стандартов, заботятся о развитии культуры в целом. Способны к автономности и самоконтролю в профессиональной деятельности. Предоставление услуг только в соответствии с документально закрепленными общепринятыми нормами (для некоторых стран этот пункт будет отсутствовать). Безупречно владеют специальными навыками и инструментами, необходимыми для совершения профессиональной деятельности. Для кого куклы (фотографии, игрушки, ...) являются основным источником дохода. Работы профессионалов своей сфере обычно отличаются еще и ценой. Работа профессионала стоит дорого и никак иначе (по понятным причинам). Если же работа стоит дешево – мы имеем дело с любителем. Пример: картины Васи Иванова стоят 200$ за полотно, а работы профессионала Сафронова стоят несколько сот раз больше. Фотосессия у талантливой девушки Лили стоит 150$ за день, работа профессионального фотографа Ивана будут стоить на 1-2 ноля больше. Это норма, это должно быть и это правильное положение вещей в искусстве и культуре.
Мнение профессионалов ПРАВИЛЬНО и нужно считать правильным. На то они и профессионалы. Он лучше других знают, чувствуют, понимают, видят, ... – все эти знания они получили в ходе работы которую они проделывали на пути к профессионализму. Потому, верно прислушиваться к замечаниям профессионала. Если Вы имеете другое мнение – станьте профессионалом и у Вас будут равные условия для оспаривания вашей мысли и вашего мнения. Прислушиваться же к мнению профессионала – значит расти самому как мастеру.
Любитель может стать профессионалом!!!!!!
Для этого необходима работа над собой. Сделать это будет легче, если любитель проведет самоанализ и будет ставить перед собой и своим творчеством вопросы:
- Какова уникальность производимого им продукта (чем отличается от других? Как много этих отличий в работе?).
- Он должен четко обозначать и представлять свою целевую группу и перед каждой работой давать четкий ответ на вопросы: для чего я это делаю? что я хочу от этого получить? какова цель моей работы? Какова моя миссия? Что я своей работой внесу в традиции изготовления игрушки нового? Соблюдаю ли я этические нормы в этой сфере?
- Любитель должен активно и много работать над поиском своего ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО стиля. Не путайте с технологией! Технология может быть одна, а стиль и образы разными. Для профессионала важно отличаться от других.
- Любитель должен начать принимать участие в профильных выставках и продвигать результаты своей работы
- Нужно активно заняться саморазвитием, изучением традиций, поглощением основ, преобразовывать основы в уникальный продукт. Нужно изучать и размещать профессиональные публикации, вести теоретическо-методическую и просветительную работу.
- Должен вести культурологическую деятельность
- Должен работать на просвещение и популяризацию жанра и этого вида творчества
- Профессионал не просто работает, а решает проблемы в своем виде творчества и заботится о культуре в целом. Следит за чистотой своего вида искусства, заботится о потребителях (покупателях) этого вида творчества, обучает их, образовывает и приучает к качеству.
- Стать мастером – это значит задавать тенденции и моду, играть важную роль в развитии искусства,
- И конечно, всегда нужно оглядываться, изучать работы коллег и нести ответственность за свою работу, следить за своим моральным обликом, отвечать за все, что вы создаете. «Незнание не освобождает от ответственности». Если Вы считаете себя профессионалом, то вам необходимо всегда изучать лучших на кого вы ровняетесь. К тому же, изучение работ других мастеров, ПОМОЖЕТ Вам создать свою уникальную работу.
- Заработать призвание от коллег по работе, получить одобрение и напутствия от профессионалов
- И конечно, наработка опыта и отточка мастерства ежечасно
Естественно, любителю, на пути к профессионалу, нужно пройти большой путь! Но потому и существуют профессионалы, к которым нужно стремиться и работать над своим мастерством. Талантом не становятся – им рождаются. Профессионалом не рождаются – им становятся. И в силах каждого стать профессионалом в своей творческой деятельности.
КОНЕЧНО любитель должен на чем-то учиться, оттачивать мастерство скажете вы. И я с этим полностью СОГЛАШУСЬ! Многие берут за основу своих уроков работы мастеров и учатся постигать основы, стараясь как можно точнее повторить работу мастера. Это похвально, НО! Тут вступает правило соблюдения этики и такая работа допустима только на этапе изучения техники, отточки мастерства, изучения свойств материалов. НЕДОПУСТИМЫ продажи таких работ и позиционирование их как своих авторских работ.
Если вы учитесь, если ваша цель остаться любителем, если вы просто подрабатываете шитьем игрушек, если вы НЕ имеете цели стать профессионалом, вам не важна культурная и этическая сторона такой работы – вы ОБЯЗАНЫ рядом с такой работой указывать:
Автор: Иванов Иван; мастер (в значении «изготовитель»): Катя Катина
Если вы указали рядом со своей работой «Автор: Катя Катина», а кукла по мнению профессионалов имеет черты известной работы, то это повод задуматься и поискать более выгодную особенность для свое работы.
Многие любят приводить примеры из жизни, сделаю это и я )
Музыка:
Когда со сцены исполняется песня – конферансье объявляет: «Песня: на слова Ивана Иванова, музыка: Тани Таниной, исполняет: Катя Катина!».
Так и с игрушками. Вы делаете копию – обязаны рядом указать не только себя как исполнителя, НО подписать и указать автора.
Появилась новая певица. Она никогда не станет известной, если ее что-то не будет выделять из массы других певиц. И не смотря на то, что в нотной грамоте всего 7!!! нот, каждый год на музыкальных горизонтах появляются новые звезды.
Мода:
Когда ателье шьет заказчику платье из журнала Бурда – он не пришивает к платью бирку со своим авторством. О работает официально, на законных условиях, по разрешенным авторами этих нарядов выкройкам, которые согласны заведомо (публикуя их в журналах) с таким шитьем.
С игрушечниками тоже – если мастер разрешил, разместив мастер-класс и дал выкройку – имеете право шить. НО не вешая и не указывая свое авторство. Вы – только мастер (в значении «изготовитель»), а разработчик и создатель – автор, другой человек.
Разработчики:
Разрабатывают проект и по договору передают права на этот продукт, оговорив и соблюдая все пункты раздела «права и обязанности сторон», за деньги продали идею и передали в пользование заказчику.
В игрушках же многие считают правильным, что автору ничего никто не обязан и никто, в силу своей необразованности, не соблюдает права и обязанности и не платит автору за его идею.
Издательство:
Автора печатают и тиражируют в журналах или книгах, указав его авторство и оплатив за использование его текста деньги.
Кино:
В прокат поступает фильм, за что автору фильма с проката поступают деньги (проценты с продаж).
Продукты питания:
Вы покупаете продукты и требуете от продавцов и производителя указывать все данные о товаре: место производства, состав, сроки годности, соблюдения технологического процесса, производителя (автора).
Почему многие считают, что игрушки не нужно оформлять должным образом?
Образование:
Учась в школе, всех учили писать реферат и в конце составлять «Список литературы» т.е. указать и перечислить литературу, из которой собирался материал.
Учась в университете, всех учили при написании курсовых и дипломных работ, составлять «Перечень литературы» и делать сноски на источники литературы. Т.е. перечислить и указать материалы и авторов, которые повлияли на формирование мнения, помогли и натолкнули на нововведения и изучения проблематики.
Но при всех этих примерах нужно понимать и помнить, что производственная сфера отличается от эксклюзивной авторской сферы. Не путайте эти сферы и прочувствуйте разницу между ними.
Таким образом: пиратство в музыке, пиратство в кино и книжном бизнесе, создание копий полотен великих художников, подделка и продажа их как оригиналов (т.е. если заведомо зная что это копия, не предупреждают покупателя об этом и продают ее как оригинал), подделки на фирменные вещи и их продажа - ВСЕ это мошенничество. Все это не нравится потребителю, все это преследуется законом, все это вызывает возмущение в обществе. Даже кто-то из вас наверняка покупал за бешеные деньги духи известной марки и дома открывал баночку и понимал, что его развели и он купил подделку. За неправильное оформление курсовой работы или реферата – наказывается снижением оценки (в лучшем случае). Почему мы возмущаемся там и так равнодушно относимся к авторской игрушке? Почему-то, как только касается дело авторских игрушек – все считают должным считать эту сферу деятельности какой-то не такой и считают себя в праве творить вакханалию и творить беззаконие и делать что хотят. Почему последнее время авторы активизировались в этой области? Не потому, что им жалко; не потому что им нравится выводить кого-то на чистую воду и портить себе нервы; не потому, что им нечем заняться; не потому, что они злые гоблины и алчные тетки, ... – потому, что это является правильным действием (и логичным) в отношении нарушения закона, авторских прав, этических норм, разрушением восприятия куклы как вида искусства вообще, ...
Профессионал – человек, который помимо соблюдения всех пунктов определения «профессионал» РАБОТАЕТ кукольником! Это его профессия, источник дохода, это его труд, он за это получает деньги но не получает социальных гарантий - ему важны соблюдения со стороны окружающих норм и правил общественной жизни. Помните, что вы пойдете завтра на работу и получите зарплату, выйдите в декрет и получите декретный оплачиваемый отпуск, заболеете и получите оплачиваемый больничный, получите отпуск и поедете отдыхать с семьей. У вас есть социальные гарантии, которых у мастеров нету! Их работа – это их жизнь, это их миссия, это их цель, это их все. И естественно, видя все несправедливое вокруг своих работ они будут возмущаться. Если бы вы работали на заводе и у вас бы дядя из соседней квартиры забирал деньги и грамоты после получки – вы бы тоже возмущались, я уверена. При всем при этом, профессионалы являются теми людьми, которые обучают общество, образовывают его, учат ценить искусство, задают моду и приучают платить за искусство соответственные деньги. Именно благодаря им вы можете зарабатывать на своем творчестве.
Есть добросовестные рукодельники-любители, а есть и мошенники. Не забывайте о них! И в ваших интересах избавляться от них тоже, т.к. из-за таких как они – заказчики боятся совершать покупки. Нередко с покупателя такие воры берут деньги и пропадают в неизвестности. Отсюда – у человека остается негатив и мнение, что с мастерами работать опасно и совершать покупки и заказы в интернете – чревато для своего кошелька. Такие жулики сокращают кол-во покупателей как любителям так и профессионалам. Если вы дорожите своими заказчиками - вы должны соблюдать общие правила работы. Если мы все будем работать по правилам - у нас всех есть возможность оградить себя и будущих заказчиков от мошенников, спасая и сохраняя при этом и свою репутацию.
Общество живет не только по юридическим законам, конституции, документам, ... НО и по этическим законам, общественным нормам поведения. И творческая деятельность подпадает под эти законы. Например, нигде не написано, что нельзя какать посреди магазина. Нигде это правило не зафиксировано, никто не даст ссылку на правило в котором это озвучено. НО! Все знают что это делать некрасиво и нельзя какать в магазине. Сфера искусства живет по таким же этическим нормам, которые редко где описаны и зафиксированы, но их соблюдение является нормой и правилом.
Весь мир работает с соблюдением этих этических норм и сфера игрушек обязана жить по своим таким же этическим нормам и правилам. Т.к. все то, что будет выходить за их рамки – будет являться МОШЕННИЧЕСТВОМ! Т.е. если работа подписана и указаны авторы и исполнители, то это будет правильной и грамотной оформленной работой. ЕСЛИ работа не подписана и не оформлена должным образом, то это означает, что такой «мастер» занимается изготовлением ПОДДЕЛОК на работы автора. Это уже является не только не соблюдением профессиональной этики, но и является нарушением общечеловеческих норм и правил. Получается, что человек вводит в заблуждение покупателей, выдает чужие работы за свои и толкает подделки, получая за них деньги. Если вы добросовестный человек и не хотите считаться жуликом, но просто хотите делать такие работы и получать денежку – оформляйте такие работы правильно!
Например: «Кукла Зина. Автор: Ира Ирина. Мастер: Катя Катина» или «Кукла Зина. Изготовлена по мотивам работы Иры Ириной «Люба». Если в работе вы использовали элементы от нескольких мастеров – перечисляете всех.
И ВСЕ! КОНЕЧНО, я понимаю, что запретить шить всем игрушки невозможно и не реально. Все слишком уже увлеклись рукоделием и остановить поток повторов не реально. Потому, нужно создать и обозначить четкие правила работы и договориться. Если вы пользуетесь трудом и работой мастеров, то должны оказать мастерам уважение и такими правильными оформлениями работ, стать добросовестным рукодельником и сказать «спасибо» человеку, благодаря которому вы зарабатываете деньги, изготавливая и продавая их работы.
ПРИ ЭТОМ спрос у вас будет всегда!!! Не бойтесь, что указав автора, вы лишитесь покупателей – это НЕ правильное мнение и такого не случится НИКОГДА! Т.к. не все могут позволить купить себе оригинал, а многим он и вовсе не важен - им главное заполучить похожую работу. Много кто ищет мастеров, которые возьмутся сшить «такую же куклу как у профессионала» и заведомо согласен на копию. О том, что движет такими людьми и почему им так нравится обладать самим фактом наличия работы, а не стремлением заполучить оригинал – является уже отдельной темой для разговора. Кто-то копит на сумку Прадо и получает удовольствие от этой покупки, а кто-то идет на рынок и покупает с первой зарплаты китайскую копию и его это вполне устраивает. Т.е. по сути, у любых предметов искусства (как и в любой сфере) получаются существуют две группы потребителей (покупателей), на которые работают две совершенно отличающиеся друг от друга, разные группы мастеров: профессионалы и любители.
Профессионалы работают на группу ценителей искусства, на ценителей оригинальных авторских эксклюзивных вещей, готовых платить за такие оригиналы большие деньги.
И любители-рукодельники, которые удовлетворяют потребность менее прихотливых заказчиков, которым не важно обладать оригиналом и для них важна цена вопроса: т.е. чем дешевле – тем лучше. Вот эту потребность рукодельники-любители вполне могут удовлетворить и удовлетворяют сегодня повсеместно, но часто многие забывают про этическую составляющую такого удовлетворения.
Так вот, предлагаю всем, кто занимается творчеством в коммерческих целях, заключить договоренность о том, что профессионалы работают, развиваются, ... выпускают эксклюзивные авторские работы (по аналогии - «сумки Прадо»), а те, кто хочет подзаработать – делают копии для рынка НО!!!! Не забывают писать на «своих сумках» слово «разработано Прадо», НЕ принимают участие с такими работами в профильных выставках, не печатают эти работы в журналах и печатных изданиях как свои, сами ведут просветительную работу и поддерживают профессиональную этику на нужном уровне. Это будет не только правильным ходом, но и будет отличать вас от остальных. Вы проявите грамотный подход к своей работе. Осознание общих правил и этики в той работе, которую вы выполняете – это уже большой и самый важный шаг на пути к успеху, на пути к профессионализму.
Если же Вы уже нашли свой отличительный образ для своей работы, если Вы уже видите и знаете к чему стремитесь, если вы хотите большего чем просто получать деньги за работу, если вы хотите стать профессионалом и вывести свои работы на высокий уровень – действуйте! Идите к цели, работайте над собой, изучайте, развивайтесь, фантазируйте, придумывайте, подумайте о вещах, которых еще никто не видел! От всего сердца желаю всем себя реализовать, добиться успеха и стать настоящими мастерами своего дела.
Таким образом, мы рассмотрели отличие профессионалов от любителей. Обозначили с какого момента начинается искусство и где заканчивается рукоделие. Как жить в мире между этими сферами и извлекать из них пользу. Каждый из относящихся к сфере творчества должен провести анализ своей работы и это поможет ему стать лучше. У каждого должны сформироваться цели на будущую деятельность, сразу наметятся стремления к каким-то идеалам и каждый станет добрее и более открытее для окружающих. И я не вижу никаких проблем, по которым нельзя было бы жить по этим всем вышеописанным мною правилам.
С уважением,
Автор текста: Юлия Нитиевская.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Пишите,пишите,не отвлекайтесь,я с удовольствием почитаю...